расписание танцев
наша балетная студия
преподаватели контакты танцев Рейтинг@Mail.ru
назад
классический танец
эстрадный танец
пилатес
восточный танец
клубный танец

Музыка на уроках степа - важнейший фактор восприятия и обработки ритмов учащимися. В данном случае мы рассматриваем подготовленных артистов балета, которые умеют воспринимать любой музыкальный материал и слышать в нем сильные и слабые доли. Когда я работаю с детьми или начинающими «степистами» без хореографической подготовки, я трачу очень большое количество времени на то, чтобы научить слышать музыку, попадать в сильные доли. Степист неразрывно связан с музыкой. Он является её продолжением, составной частью.
Основными принципами музыкального оформления урока степа являются его соответствие характеру движения, его темпу, ритму, стилю. Подбор музыкальных произведений ведется с учетом характера и стиля лексики tap dance.
Прежде чем положить заученную лексику степа на музыку, стоит изучить сначала принципы музыкального оформления народной хореографии и сравнить их с принципами построения лексики степа. Дело в том, что в отличие от tap dance, народный Танец органически связан с музыкой. Она сообщает каждому движению выразительность, законченность. Большое значение приобретает тесная связь музыки и движения при исполнении комбинации. Плавная певучая, музыка сообщает особую выразительность плавному, слитному движению. В степе же под такую музыку может танцеваться динамичный танец. Веселый, живой, четкий ритм подчеркивает легкость, четкость, жизнерадостность  движениям в народном танце. Большое значение имеет и динамическая сторона музыки: внезапное или постепенное нарастание и ослабление силы звучания, выразительные акценты, незначительные ускорения и замедления - все оттенки музыки, будучи правильно использованы, сообщают движению выразительность и эмоциональность, делают танец более понятным. Например, чечетка «Яблочко» полностью соответствует русскому народному стандарту восприятия музыки. Ритм этой чечетки полностью повторят мелодию музыкального произведения. Он вторит музыке.
Для того, чтобы наиболее объективно оценить контраст музыкального сопровождения tap dance, необходимо окунуться в законы исполнения русского народного танца. Подбор народной музыки для сопровождения характерных упражнений требует также как и в степе продуманности и тщательности. При подборе музыки для комбинаций народно-танцевальных движений характеру, строению, динамике народно - танцевальной мелодии. Уметь творчески, вдохновенно и виртуозно передавать в танце содержание музыки - значит обладать одним из главных элементов актерского мастерства.
Задача воспитания музыкальности tap dance и проста и сложна. В учебной работе с профессиональными артистами балета ансамбля русского народного танца следует учитывать прежде всего их привычку, т.е. конкретно их восприятие музыкального материала, что бы наиболее грамотно, на основе их знаний и умений в области музыкального восприятия объяснить основы восприятия музыки в степе.

Говоря о степе в целом нельзя не упомянуть о характере звучания чечетки (ударов) в музыке. Степ, прежде всего, тесно взаимосвязан с мелодией. Он является её компонентом, перерастая в одну из составляющих её частей. Можно ассоциировать степ с ударным инструментом в музыке. Он создает ощущение свинга в джазе, обеспечивает грув в рок-н-ролле, подчеркивает сценическое действие на сцене, вносит новые краски в симфонические партитуры. Tap dance, как ударный инструмент, становится солирующим инструментом, наравне с гитарами, саксофоном и клавишными инструментами.
Например, стиль би-боп, основанный на более сложных гармонических прогрессиях, создает новую фразировку виртуозных импровизаций. Степ, как и барабан, не играет на каждую долю в качестве ритмической основы, а начинает вплетать его в музыкальные фразы. Функции ритмического якоря переходят к хай-хэту, играющему на два и четыре на протяжении всего соло. Затем мощные вторая и четвертые доли становятся основой всех ритмов. Ещё в 20 веке степ приобретает новую окраску. Он танцуется под разные стили и направления музыки, начиная от джаза, и заканчивая хэви-метал. Ярким примером служит деятельность знаменитого «чечеточника» Грегори Хайнса, который первым подсоединил к ботинкам гитарный звукосниматель и стал танцевать степ под рок, выводя звучание набоек на одну чистоту с гитарой, создавая тем самым аранжировку к музыке. Появилась новая фактура сильной доли в сочетании с синкопированными аранжировками духовых инструментов в музыке.
Когда джазовая свинговая пульсация стала потихоньку выпрямляться, она переросла в разновидность рок-н-ролла, основанную на прямых восьмых.
Непрерывная связь триолей, поддерживаемая мощными акцентами, как нельзя лучше подходит к музыкальной палитре. Игра на одном уровне громкости - звучание битлов.
Не спроста я начинаю сводить технику звучание барабанов в музыке и степ. Можно даже сказать, что эти два понятия есть одно целое. Метод извлечения звука в степе абсолютно идентичен методу извлечения звука в игре на барабане. Ботинки «степиста» - это барабанные палочки, которые издают звук от удара о поверхность барабана, при этом кисти барабанщика должны быть расслабленными, как и стопы «степиста». Говоря о ритме движений в степе, нужно, прежде всего, провести аналогию с ритмом движений барабанщика. Не зря многие великие «чечеточники» мира занимались техникой игры на барабанной установке. Прежде чем свободно импровизировать в степе, придумывать различные ритмы, нужно обладать знаниями в области музыки. Когда пропускаешь через себя большое количество перкуссии, начинаешь мыслить ритмом, соединяя его с пластикой тела. Рождаются новые комбинации. Задача педагога по степу прежде всего донести это до учеников. Научить мыслить ритмами. Упомянув перкуссии, нельзя не упомянуть о том, что именно она является тождеством с принципом работы «степиста». Степ - это часть музыкальной ткани, как и перкуссия. Ритм - это длительность. У любого барабанщика, как и у «степиста» есть понятие времени и грува. Время - это когда точно находишься в музыкальном времени - метрономе, не выходя из него. Грув - это фразы, которые ты играешь (стучишь). Фраза - это ритм. Ритмика может быть разной, но должна быть во времени и груве. Это закон. Отсюда появление стиля Хуфер в степе. Вообще, Хуфер - это джазовый перкуссионизм. Танцор Хуфера выходит на сцену и является прежде всего частью музыки. Поэтому очень важное значение в уроках степа занимает именно теория музыки. Тренер tap dance должен четко и понятно объяснить учащимся весь имеющийся в его голе материал относительно музыки.
Что же касается участников коллектива народного танца, то здесь в их образованности  имеются свои плюсы и минусы. Плюс состоит в том, что они слышат музыку и полностью воспроизводят её пластически, зачастую повторяя мелодику и ритмику, которой она насыщена, но они не мыслят дополнением к ней. Если проговорить ритм основных дробных выстукиваний  в русском народном танце, то это будет звучать так: «иста иста иста та». Многие дроби начинаются из-за такта и заканчиваются сильной долей. Любой шаг или движение начинается четко на сильную долю, либо из-за такта и продолжается повтором музыкального содержания. В степе этих законов не существует. Танцор tap dance может мыслить не стандартными ритмами, которые начинаются и заканчиваются в зависимости от индивидуального слушанья музыки. Говоря проще, народник  мыслит квадратами музыки. На практике я столкнулась с тем, что мои ученики часто не понимают, где вступать. Ритмическая основа степа - это метроном, но не такты. «Степист» может простучать определенный ритм, когда почувствует нужным. Будет это в начале такта, середине или в конце. Начало новой фразы не является для него четким сигналом к началу движения. В этом и возникает сложность работы с артистами народного танца. Их нужно переучить слышать музыку нестандартно. Иногда даже быть контрастом по отношению к ней.

 

 

назад

преподаватель_Путинцева Светланавидео 1 2

видео учеников: 1 2

Методические рекомендации по изучению tap dance

Специфка Музыкального оформления на уроках степа

Рейтинг@Mail.ru
Москва, Комсомольский проспект, 46-1, тел 743-0019